четверг, 6 ноября 2014 г.

Судак на метре осенью?!! Бывает и такое

Сентябрь, осень, а значит пришло время переключаться на реки, впадающие в Рыбинское водохранилище. То самое время, когда температура воды начинает еженедельно падать, а белая рыба собирается в огромные табуны и встает на затопленные русла рек и прочие глубинные рельефы. Вслед за белью появляется и щука, пик активности которой обычно попадает на вторую половину сентября – начало октября.

Этот год, правда, существенно отличается от предыдущих:

- во-первых, предельно низким уровнем воды в водохранилище (на сегодняшний день уровень воды составляет лишь 99,27м против 100,12 м в сентябре 2013 года и около 101,8 м в обычные годы);
- во-вторых, август и начало сентября в этом году выдались достаточно теплыми, и даже сейчас температура воды в реках все еще достигает 16..17 градусов.

Resize of 1 (6)

Тем не менее, решили не ждать еще неделю, и в выходные был запланирован щучий выезд. Напарник же, так вообще, не смог совладать с распирающим его желанием, половить осеннюю злую щуку, и рванул на реку уже в четверг.

Информация, полученная от него, вселяла оптимизм – огромное число поклевок! Точнее даже не поклевок в нормальном понимании этого слова, а едва ощутимых контактов рыбы с приманкой. То прикусит, то боднет, то едва прижмет приманку подбородком. Редко-редко удавалось соблазнить «зубастую» на решающий бросок, да в прилове еще несколько некрупных судачков.

Resize of 2 (6)

То, что надо! Значит рыбы на заветной бровке много, осталось только дождаться момента, когда она начнет по-настоящему кушать и нагуливать жирок перед холодной зимой.
Только погода вносила небольшое уныние в наши планы. Обещанного метеорологами дождя мы не боимся. Ведь, как говорит один мой знакомый, не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда. А вот ветер, скачок давления и резкое похолодание могли негативно повлиять как на поведение рыбы, так и на сам процесс ловли…

Итак, долгожданная суббота! Задержавшись в городе из-за неотложных дел, на воде мы оказываемся лишь к трем часам дня. По пути на заветную бровку встречаем знакомый экипаж. Ребята матерые, знают эти места не хуже нас, но их результаты удручают – одна небольшая щучка на троих за практически целый день ловли. Да и та не клюнувшая по-человечески, а багреная за подбородок.
Что поделать, раз уж приехали за двести верст – надо биться до последнего!
Ветер стих, на воде то тут, то там на уровне затопленного когда-то русла реки появились всплески уклейки. Не вода, а просто живой кисель  рыбьей мелочи.
Значит, где-то тут поблизости должны быть и «пастухи», среди которых и трофейная пелагическая щука.
Выставляемся на нижней части резкой бровки с перепадом глубин с трех с половиной на девять метров, и методично сектор за сектором пробиваем ее нашими приманками. В ход идет всё, начиная от разных   виброхвостов, заканчивая крупными поролонками и тяжелыми вибами.
Лишь спустя полчаса, на третьей перестановке едва ощутимый легкий «тычок». Если бы не был на сто процентов уверен, что здесь сейчас присутствует щука, никогда бы не подумал, что это ее проказы. Еще несколько забросов – такой же едва ощутимый прикус с характерной прорезью на силиконе у напарника.
Ставлю дополнительный тройник на коротенькой скрутке в хвост приманки – результата это мероприятие не дает. Щука после очередного контакта все так же остается безнаказанной.
Меняю тактику и максимально замедляю темп приманки. Вместо привычных для этих условий ловли 20 грамм на приманке размером в 4,5 дюйма, использую разборную чебурашку весом 14 грамм.
 Результат не заставил себя долго ждать – все тот же едва ощутимый «притрог», но подсечка уже не повисает в воздухе, а упирается в зубастую челюсть. Рыба ведет себя на вываживании крайне пассивно, ни одного рывка, просто висит на плетенке «как колбаса». Видимо слом погоды действительно «придавил» обитателей водных пучин. Что удивительно, приманка практически полностью оказалась в щучьей пасти.

Resize of 3 (5)
Применяя такую «облегченную» тактику соблазняем с напарником еще пару хвостов, одним из которых оказался судак весом под полтора килограмма. Причем клюнул он так же осторожно, как и щука.

Resize of 4 (4)

Признаться честно, не на такую рыбалку мы рассчитывали, отправляясь в путь. Обычно в это время года щука проявляет свои бойцовские качества не только при вываживании, но и уже после того, как ее уставшую и измотанную достаешь из подсачека. Поэтому для усмирения зубастой разбойницы мы зачастую используем специально приобретенную для этих целей киянку.

Resize of 5 (5)
Посовещавшись, решаем под вечер выбраться на широкое многокилометровое устье реки, где год назад на небольшой канавке с глубинами 2,5…4 метра имели довольно неплохой результат по судаку.
Путь нам преградила простирающаяся на сотни метров мель с глубинами всего лишь от семидесяти сантиметров до полутора метров. Буквально тут же, в подтверждение наших опасений, лихой местный житель, возвращаясь с «морских» просторов на своем «Прогрессе», со всего хода налетел на подводный валун и снес редуктор двигателе. Тише едешь – дальше будешь! В такой ситуации эта пословица оправдывает себя на сто процентов.
Дабы не «ползти» несколько километров впустую, в надежде на поимку окуня мы выкинули за борт твичинговые воблеры с заглублением 0,5..0,7 метра. К тому же пару дней назад напарник успешно ловил полосатого как раз на такой глубине, неподалеку от раскинувшегося на отмели пятна травки. Вот только прошедший утром шторм, видимо, разметал и прижал эти заросли ко дну, да и все еще не успокоившаяся до конца волна не позволяла нам ее обнаружить.
Проходим несколько сотен метров, четкая окуневая поклевка и приятная барабанная дробь на бланке.  Через пару секунд аналогичная ситуация у напарника! Возвращаемся, бросаем якорь с подветренной стороны от места поимки «полосатых».
Не переставляя приманки, всё на те же твичинговые воблеры ловим одного окуня за другим. Лучше всего он отзывается на небольшие «миношки» длинной 50..70 мм натуральной расцветки.

Resize of 6 (4)

В качестве эксперимента начинаю перебирать свой арсенал приманок. Неогруженая резина, легкий джиг, вертушки, небольшие раттлины – клюет на все, с большим или меньшим успехом.
Второе место после небольших миношек уверенно занимает безымянная дешевая цикада натуральной расцветки. Один раз на нее даже очень неплохой дубль влетел.

Resize of 7 (5)

Вот только одна проблема – слишком много зацепов. Дно усыпано довольно частыми валунами и корягами, которые в свою очередь облюбовала дрейссена. Постоянно приходится сниматься с якоря, чтобы снять любимый воблер. Но даже это не всегда спасает от обрывов – плетенка как  лезвием срезается вместе с приманкой об острые кромки раковин моллюсков. Применить поверхностные приманки - попперы или волкеры не позволяет волна, а подходящих размеров «поверхностников» с заглублением 10..20 сантиметров у нас с собой не оказалось.

После очередной такой перестановки решаю пробить новый сектор. На твичинговом рывочке воблер врезается «в стену». Опять коряга, с досадой думаю я. Не спеша, жалея бланк и катушку, начинаю выкачивать причину зацепа.  Каково же было мое удивление, когда протащив это что-то несколько метров, зацеп ожил и начал активно уходить в сторону, сматывая метр за метром плетенку со шпули моей катушки. Несколько минут борьбы и возни с фрикционом и вот на поверхности появляется красавец лещ весом за два килограмма! Доли секунды, решающий рывок, маленький тройник окуневого воблера не выдерживает нагрузки, и трофей исчезает под водой.
Чудеса! Что ему делать осенью на такой глубине?! Случайный, заблудший…
Тем не менее, напарник, подогретый азартом вываживания, забрасывает свой воблер с том же направлении. Четкий удар и вот в лодке оказывается судак под два килограмма! Я просто не верю своим глазам!

Resize of 8 (5)

Начинаем методично «обрабатывать» этот сектор в надежде на очередного клыкастого. Периодически чувствуются контакты воблера с крупной рыбой. Все же лещ там, судя по всему, был не один.
И в доказательство наших рассуждений у напарника вваливается очередной бронзовый красавец. Борьба со случайно подбагренным за анальный плавник лещом на два с половиной килограмма – это что-то! Адреналин в крови просто зашкаливает. Победа в этой схватке все же оказывается на нашей стороне!

Resize of 9 (9)
Несмотря на «сложное» дно, решаюсь попробовать все же поймать судака на джиг. Небольшой зеленоватый с люрексом шейкер длиной в 3,5 дюйма, да еще и ярко красным провоцирующим хвостиком.
Заброс, второй, третий… Невнятная поклевка, подсечка, визг фрикцион. В лодке оказывается очередной красавец лещ, видимо решивший попробовать эту интересную разноцветную рыбку на вкус.
Следом за ним уже на приманку побольше (риппер натуральной расцветки размером 4,5 дюйма) клюет судак.

Resize of 10 (4)
После такого фурора у нас следует череда обидных зацепов. Пока перевязываем поводки и переоснащаем приманки, стая леща, сопровождаемая судаком, уходит в неизвестном направлении. То тут, то там, на наши приманки кидаются одиночные окуни.
Решаю на всякий случай забить точные координаты этого удивительного места, включаю навигатор, а точка-то тут уже есть! Оказывается, ровно в этом месте мы успешно ловили налима в прошлом декабре:
Что делал здесь судак и лещ в это время года? Для меня это так и осталось загадкой. До ближайшего свала хотя бы на 3..4 метра от этой точки как минимум несколько сотен метров…
Возможно, я бы понял появление тут хищника летом или, по крайней мере, в хороший погожий сентябрьский день, объяснив это выходом судака за мальком, пригревшимся в более теплой согретой солнцем воде. Но мы попали на слом погоды, день был пасмурным и прозяблым, а вода в этом месте была на полтора градуса холоднее, чем более глубоких местах.
Лещ специально пришел сюда, чтобы полакомиться дрейссеной? Подтянул за собой рыбью мелочь, подхватывающую все, что остается после лещевой трапезы. А за ней уже в ряд выстроились судаки? Тоже сомнительно. Все ж таки вторая декада сентября на дворе – время, когда ему уже пора сбиваться в плотные стаи и вставать на глубинные участки!

Время для поисков пропавшей без следа стаи у нас, к сожалению, уже не оставалось. Дни уже коротки, и мы вынуждены были вернуться на берег.
На следующее утро, подгоняемые надеждами на повторение вчерашнего триумфа, мы с самого утра полном ходом пошли на заветную отмелину. Но, к нашему сожалению, никого кроме окуней и мелкой щуки мы там не нашли. Обследовав довольно большой квадрат, мы не нашли ни интересных рельефов, ни рыбы. Лишь камни и коряжки, раскиданные по довольно протяженной акватории. Может быть, появление там стаи леща и судака было случайностью, а может быть, ее прогнал с метровой глубины ветер, порывы которого к утру начали достигать 9 м/с.  Все это так и осталось для нас загадкой.
Знаю одно – в следующую поездку в эти края я обязательно заскочу на это место и проверю его еще раз.

Щуку на заветной бровке половить у нас в этот день тоже не вышло. Сильный лобовой ветер позволял делать забросы на весах джиг-головок, начинающихся от 26 грамм, что абсолютно не вызывало интерес у капризной хищницы. На втаскивание приманок на бровку рыба тоже не реагировала. Поэтому решив прекратить эти заведомо бесперспективные эксперименты, мы с напарником поехали в лес за грибами, коих сейчас огромное количество по всем районам нашей области.